25.05.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 6103; сегодня: 1.

Российские и китайские транснациональные компании: неизбежная адаптация в новых условиях

Институт исследования быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО публикует аналитический обзор «Глобальная экспансия транснациональных корпораций России и Китая: адаптация в условиях кризиса». В обзоре рассматривается деятельность активных участников этого процесса – российских и китайских транснациональных компаний (ТНК) – и анализируется степень воздействия экономического спада на экспансию и роль этих компаний в новых условиях.

Последнее десятилетие характеризовалось активным ростом исходящих прямых иностранных инвестиций, осуществляемых компаниями из развивающихся стран, в том числе Китая и России, что привело к заметным изменениям в мировых инвестиционных потоках. Китайские и российские компании получили широкие возможности для международной экспансии в начале 2000-х гг. Ключевую роль в этом процессе сыграли изменения в политике и публичная поддержка правительствами этих стран зарубежного инвестирования. Далее представлены основные тенденции, характеризующие выход на внешние рынки компаний из России и Китая.

Международную экспансию в России осуществляли, в основном, частные компании, тогда как в Китае, напротив, при поддержке правительства наиболее масштабную активность продемонстрировали государственные предприятия. Основным направлением инвестиций для российских компаний стали страны Европы, для китайских – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вместе с тем, рынок США был одинаково привлекателен и для России и для Китая.

Рост зарубежных инвестиций российских и китайских компаний начинался со сравнимых уровней, однако в Китае количество реализуемых проектов увеличивалось значительно быстрее. Рекордным для китайских компаний-инвесторов стал 2008 год. По разным оценкам в 2008 году китайские ТНК направили на поглощение компаний за границей от 35 до 46 млрд долларов США, в то время как российские – около 12 млрд евро.

Влияние кризиса на экспансию российских и китайских компаний оказалось разным в зависимости не только от отрасли, но и от стратегической модели экспансии. Выход на международные рынки таких российских добывающих компаний, как «Норильский никель» и «Русал», осуществлялся, в первую очередь, с целью увеличения масштаба деятельности; именно эти компании в наибольшей степени пострадали от кризиса. Вместе с тем ряд крупных российских горнодобывающих и энергетических корпораций (такие как «Лукойл», «Газпром» и другие) реализовывали стратегию, сочетающую выход на новые рынки с вертикальной интеграцией в сторону клиентов.

Направленность на создание добавленной стоимости продукции (и услуг) в некоторой степени снизила их зависимость от нестабильности цен на сырье. С точки зрения возможности инвестирования они, таким образом, находятся в лучшем положении, что подтверждается осуществленными в прошедшем полугодии сделками.

Большинство крупнейших китайских ТНК также относится к добывающим отраслям, таким как нефтедобыча и горная промышленность. Однако в отличие от российских добывающих компаний они в основном импортируют, а не экспортируют, и большая часть их исходящих инвестиций направлена на обеспечение доступа к стратегическим природным ресурсам и, как следствие, национальной безопасности. Кроме добывающих компаний, в международной деятельности активно участвуют контролируемые государством компании, реализующие крупные инфраструктурные проекты. Благодаря прочной финансовой позиции китайского государства и его желанию инвестировать за рубеж практически все эти ресурсные и инфраструктурные концерны лучше переносят кризис и продолжают активно искать привлекательные объекты для вложений по всему миру, тем более что цены стали ниже.

Экспансия в развивающиеся страны с целью поиска новых рынков типична для ведущих российских компаний, занятых в потребительских областях, таких как телекоммуникации, розничная торговля, продукты питания, развлечения; этот процесс несколько замедлился из-за затрудненного доступа к финансовым ресурсам, но отнюдь не прекратился. Китайские производственные компании, которые уже несколько лет активно использовали свои преимущества в себестоимости для покорения развитых рынков, теперь также стали обращать больше внимания на развивающиеся рынки.

Особую группу инвесторов составляют российские и китайские производственные компании, придерживавшиеся стратегии «импорта продуктовой линейки». Она состоит в приобретении относительно меньших по размеру, но технологически более продвинутых производственных компаний в развитых странах, и локализации их основной продукции в России или Китае. Такие проекты довольно активно продолжались в 2008 году, однако теперь, в условиях ослабевшего рынка, они выглядят намного менее выгодными и во многих случаях оказываются свёрнуты.

Очевидно, что благодаря международной инвестиционной деятельности и китайские, и российские компании приобретают знания и новые навыки, расширяют свои возможности по управлению, создают мировые бренды и повышают свои конкурентные преимущества на глобальном рынке. Подавляющее большинство как китайских, так и российских компаний, возглавивших зарубежную экспансию в предыдущее десятилетие, смогли в условиях глобального кризиса сохранить организационную целостность и позиции на ключевых рынках. Кроме того, в настоящий момент появилась возможность приобретения потенциально интересных зарубежных активов по значительно более низкой цене, чем раньше. Но смогут российские и китайские компании продолжить активную инвестиционную деятельность и воспользоваться появившимися возможностями, зависит от того, удастся ли им решить основные внутренние проблемы, усугубленные текущей экономической ситуацией.

Профессор Сэм Парк, Президент Института исследований быстроразвивающихся рынков СКОЛКОВО: «Время, когда развивающиеся страны могли предложить миру только дешевое сырье, прошло. В России, Китае, Индии и других экономиках одна за другой возникают транснациональные компании, и это кардинально меняет динамику конкуренции на мировом рынке. Транснациональные компании (японские в 1970-х, из других азиатских стран — в 1980-х) уже меняли структуру мирового рынка. В XXI веке на сцену вышло новое поколение ТНК, в основном из стран БРИК. В обзоре СКОЛКОВО рассматривается это явление, уже оказывающее заметное влияние на структуру мировой конкуренции. Обзор, вышедший вслед за рейтингами российских ТНК за последние два года, содержит сравнительный анализ ТНК Китая и России. В работе также изучается насколько повлиял нынешний финансовый кризис на стратегию глобального расширения, которой придерживаются эти компании. В дальнейшем СКОЛКОВО планирует публикацию исследования, в котором будут рассмотрены трудности, с которыми сталкиваются транснациональные компании при осуществлении международных операций и даются рекомендации относительно того, как справляться с этими трудностями».

Более подробная информация представлена в обзоре СКОЛКОВО. Планируется, что подобные обзоры на ключевые темы будут публиковаться на регулярной основе.

Вы можете прочитать обзор целиком на сайте СКОЛКОВО: http://www.skolkovo.ru/content/view/897/79/lang.ru/

Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Фонд Сколково — 220 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...