Получение степени MBA – решение, которое принимается один раз в жизни, и тот, кто его принимает, готов на значительные инвестиции с точки зрения времени и денег. Однако международный рынок MBA настолько переполнен, что становится все сложнее сделать правильный выбор. Сегодня в мире существует примерно 8 000 - 12 000 программ MBA. Точное число никто не знает, потому что не все программы оправдывают своё название. Таким образом, очень важно внимательно отнестись к выбору своей программы MBA.
Чтобы облегчить вам эту задачу, мы составили список критериев выбора: придерживайтесь схемы B.A.S.I.C.S. и вы сделаете правильный выбор программы MBA. Каждая буква соответствует определенному ключевому критерию:
Составлено профессором Бодо Б. Шлегельмильхом Ph.D., D.Litt., деканом WU Executive Academy и руководителем Института международного управления маркетингом (Institute for International Marketing Management).
B — бренд
Учитывая большое количество программ MBA в мире и практическую сложность отслеживания изменений в этой сфере, особенное значение приобретает репутация бизнес-школы.
Предоставляется ли программа известным университетом, ведущим исследовательскую деятельность, и имеет ли она практическую направленность, соответствуя, тем самым, требованиям качества, предъявляемым к лучшим программам MBA? Это важно, потому что потенциальные работодатели не только спросят, есть ли у вас степень MBA, но зададут более важный вопрос - где вы получили эту степень.
Другим ключевым аспектом в этом смысле являются контакты. Убедитесь, в частности, что во время обучения вы сможете установить полезные контакты с коллегами-студентами, преподавателями и выпускниками-представителями тех сфер, где вы планируете работать. Сеть ваших контактов не только является ценным активом с точки зрения развития карьеры, но и улучшает ваши позиции на рынке, обеспечивая вам возможность легко устанавливать отношения с кадровыми службами известных международных организаций. И снова: чем лучше репутация университета, тем выше вероятность, что ведущие кадровые агентства добавят вас в свои базы данных.
A — аккредитации
Аккредитации являются важными международными показателями высокого качества. Присвоенные отдельным программам или всему институту в целом, они свидетельствуют о качестве курса MBA. Если у программы одна или более международных аккредитаций, будьте уверены, что вы получите образование высокого уровня. Самые главные мировые аккредитационные агентства - AACSB (Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ), AMBA (Ассоциация MBA) EQUIS (Европейская система улучшения качества). Существует всего 48 бизнес-школ в мире, которые получили аккредитации сразу всех трёх агентств.
S — отбор участников
Кроме общих критериев отбора, таких как высшее образование и соответствующий опыт работы, большое значение для качества программы MBA имеет разнородный состав участников: вы и ваши коллеги-студенты приходят на программу с багажом профессионального и личного опыта из различных отраслей, функциональных звеньев и культур, делая тем самым значительный вклад в высокое качество обучения, как и члены профессорско-преподавательского состава. Объединение усилий в разработке новых идей, совместное обсуждение особенностей профессиональной жизни и обмен мнениями с коллегами из других стран – вот, что формирует основу современного бизнес-образования.
I — международный характер программы
Чем выше международная ориентированность программы, тем лучше она готовит вас к преодолению всё возрастающих трудностей современного бизнеса – глобального, разнообразного в культурном отношении и динамично развивающегося. Здесь очень важны три аспекта: разнородный состав участников (о чём говорилось в пункте "S - отбор"), всемирно известные преподаватели и международные стажировки.
Качество профессорско-преподавательского состава можно определить по практическим знаниям, которые его члены приобрели вне научной и исследовательской деятельности на основе своего международного опыта. И то, и другое необходимо, если речь идет о передаче знаний об особенностях национальных и международных рынков - а это как раз то, на что также направлены и стажировки: как правило, они включают в себя специализированные занятия в местных партнерских университетах и посещение компаний, предоставляя участникам возможность узнать о компании из первых рук и обменяться опытом с топ-менеджерами.
C — учебный план
Качество международно-признанной программы MBA не в последнюю очередь зависит от степени обновления содержания программ и добавления информации о текущих социальных и экономических тенденциях в учебный план. Вам необходимо уточнить, постоянно ли обновляется программа и содержит ли она новейшие научные знания. Более того, убедитесь, что уделяется внимание ключевым вопросам будущего (например, лидерство, глобальные рынки, предпринимательство и инновации или ответственное управление) и не забывайте критически оценивать практическую направленность программы. Очень важно суметь сразу же применить приобретаемые знания и навыки в своей текущей работе. Предметные исследования, посещение компаний и встречи с приглашенными лекторами, являющимися руководителями международно-известных компаний, имеют решающее значение, поскольку дают вам возможность лично познакомиться с особенностями конкретной организации и рынков, на которых она работает.
S — удовлетворенность
В своей (профессиональной) жизни выпускники являются представителями MBA. Если они удовлетворены полученным опытом во время обучения на MBA, они будут рекомендовать свои программы. В этом заключается их значимость как для бизнес-школы, так и для потенциальных студентов. Выпускники смогут поделиться с вами самой подлинной информацией. Поэтому неплохо уточнить, можно ли с ними связаться и узнать о преимуществах (и недостатках) программы. Может быть, вам захочется устроить «тест-драйв» программе, присоединившись на день к группе студентов, чтобы понять соответствует ли она вашим ожиданиям.
В дополнение к общению с выпускниками и студентами мы рекомендуем взглянуть на ведущие международные рейтинги, например Financial Times. Это надежные и объективные показатели качества программы MBA, которые помогут вам с выбором.